

Открылся он в 1995-м году, когда наша страна, ведомая Борисом Николаевичем верным курсом в жопу, выполняла Договор о сокращении обычных вооружений в Европе. На базе таганрогского 325-го авиаремонтного завода действовала контора под сокращённым названием БЛАТ - база ликвидации авиационной техники. Есть у меня фотография с тех времён.

Главным инженером таганрогского БЛАТа работал хороший человек, который вместе с другими хорошими людьми задумал благое дело: оставить жизнь хотя бы по одному самолёту каждого типа из приходящих на разделку и сделать из них небольшой музей.
Они достучались до командующего 4-й ВА (это, образно говоря, ВВС СКВО). А командующим 4-й ВА был тогда г-л-т Михайлов - выпускник 963-го УАП. А 963-й учебный авиационный Краснознамённый полк, базировавшийся на "Таганрог-Центральный" - это отдельная интересная история. Не буду углубляться, скажу только, что он долгие годы был базовым для Ейского ВВАУЛ и в разное время выпустил таких людей, как Джанибеков, Пугачёв, Апакидзе, Квочур, Толбоев. Короче, чуть ли не весь цвет советской истребительной авиации.
Вот. В Красной Армии, как вы сами знаете, всё решается по принципу землячества. Таганрогский БЛАТ оперативно подчинялся Михайлову. Ну, а он сослуживцев и свои молодые годы хорошо помнил и дал "добро" на создание музея.
Так наши выхватили из-под ельцинского парового катка МиГ-21бис, спарку Су-17УМ, редчайший самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ и МиГ-23МЛД. Из этой четвёрки осталась биография только у последнего. Дело в том, что к нему сохранился формуляр. Это даже не паспорт, а скорее сжатая биография самолёта. Представляет собой толстенную книжищу формата А5. В ней указана дата сдачи и приёмки этой машины, все её ремонты, замены деталей и узлов, фамили техников, налёт и т.д. и т.п. Дык этот 23-й оказался героической машиной. Принадлежал он 168-му ИАП (Староконстантинов, КВО). Машина участвовала в афганской войне. На ней, судя по звёздам на борту, совершено 250 (!) боевых вылетов и сбиты 2 летающие мишени. 168-й ИАП базировался в Афгане на Шинданд и Баграм. Бомбил духов и участвовал в стычках с пакистанскими F-16А. И именно в Афганистане на самолётах этого полка появились эмблемы с соколом.
Потом наш старичок (на самом деле не такой уж он и старичок, ему всего-то четверть века с малюсеньким хвостиком) принадлежал Липецкому центру боевого применения. А оттуда его и перегнали умирать в Таганрог.